Ритмическая
проза
|
- фонетически организованная проза
с ощутимой ритмической упорядоченностью.
|
Рифма
|
(от греч. rhythmos - складность,
соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т.н. внутренняя
рифма), отмечающее их границыи связывающее их между собой. Развилась из
естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии
употребительна с 10-12 в.в.По объему различаютсярифмы 1-сложные, 2-сложные и
т.д.; по месту ударения - мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая
(см. клаузула); по точности созвучия - точные (белый-смелый), приблизительные
(белый-смелом), неточные (я-меня, пламя-память, неведомо-следом); по наличию
опорных звуков выделяются рифмы богатые и бедные; по лексическим и
грамматическим признакам - однородные (например, глагольные) и разнородные,
омонимические, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению
рифмующихся строк - смежные, перекрестные, охватные, смешанные, двойные,
тройные и т.д.
|
|
- созвучия ударных гласных при
отсутствии совпаденияпредшествующих им звуков.
|
|
- полное совпадение звуков,
предшествующих ударному гласному. Бывает глубокой, когда совпадаютопорные
согласные и звуки, им предшествующие, а также проникающей, когда совпадают
еще и звуки в словах, предшествующих основным рифмующимся.
|
|
- точные, часто составные и
проникающие, построенные на игре слов в результате полисемии, омонимии,
звуковом сходстве с целью достижения комического эффекта.
|
|
- звуковой повтор, соединяющий
окончания стихов.
|
|
- звуковой повтор, соединяющий
начальные слова стиха.
|
|
- звуковой повтор клаузул, разных по
слоговому объему.
|
|
- рифма, составленная из омонимов.
|
|
или охватная, или кольцевая -
система рифмовки авва, а - опоясывающая
|
|
- система рифмовки авав.
|
|
- совпадающие по звучанию клаузулы
стихов, составленные из нескольких слов
|
|
- повтор слова в конце стихов.
|
|
рифма с лишним согласным на конце
одного из составляющих ее слов.
|
Рифмометр
|
- см. арифмометр.
|
Рубаи
|
- четверостишья в восточной поэзии
с рифмовкой ааба, или аааа, реже абаб.
|
Сицилиана
|
- восьмистишие с перекрестной
рифмой абабабаб.
|
Слово
(полноударное)
|
- единица соизмеримости стихов в
тоническом стихосложении.
|
Словораздел
|
- граница между словами в стихе.
Постоянное совпадение словораздела со стопой придает стиху
монотонность.Например, у Маяковского сила словораздела фиксируется
дополнительными графическими приемами.
|
Слог
|
- единица соизмеримости стихов в
силлабическом стихосложении.
|
Сонет
|
- четырнадцатистишье, состоящее из
двух катренов и двух терцетов или из трех четверостиший и одного двустишья.
|
Спондей
|
- 1) в античном стихосложении
стопа, состоящая из двух долгих слогов;
2) в силлабо-тонике - из двух ударных слогов
|
Стих
|
- ритмическая единица стихотворной
речи, сопоставимая и соизмеряемая с другими по своим фонетическим признакам;
как правило, выделена графически.
|
Стиховедение
|
- отдел поэтики, изучающий
структурные формы стихотворных произведений.
|
Стихосложение
|
- искусство ритмической
организации художественной речи.
|
|
- (или античное, или
количественное) - основано на соизмеримости строк по длительности звучания.
Употребляется обычно в языках с долготой и краткостью гласных, имеющей
смыслоразличительное значение: в древнегреческом, латинском, древнеарабском,
персидском и др.
|
|
- основано на соизмеримости стихов
по числу слогов, характерно для языков с закрепленным слабым ударением
(восточной группы индоевропейских языков: ряда древнеславянских, романских и
др.); основными размерами были восьми-, одиннадцати- и тринадцатисложники.
|
|
- слогоударное, основанное на
упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов.
|
|
- основано на соизмеримости стихов
по числу ударений, т.е. полнозначных слов; количество безударных слогов между
ними произвольное. Преобладает в говорном стихе, характерно для зыков с
сильным незакрепленным ударением.
|
Стопа
|
- единица соизмеримости строк в
античном и силлабо-тоническом стихосложениях.
|
Строфа
|
- группа из нескольких стихов,
объединенных общей мыслью, общей интонацией и общей системой рифмовки.
|
|
- семистишье, система рифмовки
АББААВВ.
|
|
- десятистишье, система рифмовки
АБАБССДЕЕД.
|
|
- девятистишье, представляющее
собой октаву с джобавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха.
|
|
- четырнадцатистишье, система
рифмовки АБАБВВГГДЕЕДЖЖ.
|
Строфика
|
- раздел стиховедения, изучающий
формы объединения стихов и композиционно законченное целое.
|
Стык
|
- звуковой повтор на грани двух
смежных слов, стихов, строф, предложений.
|
Тактовик
|
- тонический стих, в котором объем
междуударных итервалов колеблется от 0-1 до 2-3 слогов; стих, переходный от
дольника к акцентному стиху.
|
Танка
|
- нерифмованное пятистишье
японской поэзии (например: "")
|
Терцет
|
- трехстишье с видами рифмовки:
ААА или ААБВВСДДГ и т.д
|
Терцина
|
- трехстишье с рифмами АБА БСБ
СДС.
|
Трибрахий
|
- 1)античная стопа из трех
коротких слогов; 2) в силлаботонике ослабленная стопа (безударная) в
трехсложных размерах.
|
Тринадцатисложник
|
- силлаботонический размер из
тринадцати слогов с женской клаузулой и цезурой после седьмого слога.
|
Триолет
|
- восьмистишье, в котором первое
двустишье повторяется в конце строфы, а первый стих в четвертом стихе.
|
Ударник
|
- акцентный стих.
|
Фигурные
стихи
|
- стихотворение графически
оформленные так, что приобретают очертания какой-либо фигуры.
|
Фоника
|
- 1) звуковая оорганизация речи;
2) область стихосложения, изучающая звуковую организацию речи.
|
Хиазм
|
- синтаксический параллелизм, в
котором вторая часть строится в обратной последовательности.
|
Хокку
(хайку)
|
- нерифмованное трехстишье
японской поэзии, состоящее из 17 слогов: 5-7-5
|
Холостой
стих
|
- нерифмованная стихотворная
строка, выделяющаяся на фоне других, рифмующихся между собой.
|
Хорей
|
- (о греческого choreios,
буквально - плясовой) стихотворный метр с сильными местами в нечетных слогах
стиха. Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея -
4-6 стопный, с середины XIX в. пятистопный.
|
Цезура
|
- словораздел, постоянная
внутренняя структурная пауза, расчленяющая стих на два полустишья.
|
Четверостишье
|
- строфа из четырех стихов с
разными видами рифмовки.
|
Эллипсис
|
- 1) пропуск подразумеваемого
слова; 2) замена сказуемого междометием.
|
Энклитика
|
- перенос ударения на
предшествующее слово так, что слова произносятся как целое.
|
Эпифора
|
- повторение слов или
словосочетаний в конце стихов.
|
Эхо-рифма
|
- парная рифмовка в пределах
стиха, на конце его, когда второе слово повторяет последние слоги предшествующего.
|
Ямб
|
- (от греческого iambos)
стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха. Самый
употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные
размеры - четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII
в.), пятистопный (лирика и драмы XIX-XX в.в), вольный разностопный (басни
XVIII-XIX в.в., комедия XIX в )
|