Вторник, 24.06.2025, 19:06Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт Жилиной И.В.
Меню сайта
Форма входа
ЕГЭ по - русски?

Каталог статей


Главная » Статьи » Тренажеры

Лингвистическая терминология. Часть 3.

Ритмическая проза

- фонетически организованная проза с ощутимой ритмической упорядоченностью.


Рифма

(от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т.н. внутренняя рифма), отмечающее их границыи связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12 в.в.По объему различаютсярифмы 1-сложные, 2-сложные и т.д.; по месту ударения - мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая (см. клаузула); по точности созвучия - точные (белый-смелый), приблизительные (белый-смелом), неточные (я-меня, пламя-память, неведомо-следом); по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые и бедные; по лексическим и грамматическим признакам - однородные (например, глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк - смежные, перекрестные, охватные, смешанные, двойные, тройные и т.д.

  • бедная

- созвучия ударных гласных при отсутствии совпаденияпредшествующих им звуков.

  • богатая

- полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному. Бывает глубокой, когда совпадаютопорные согласные и звуки, им предшествующие, а также проникающей, когда совпадают еще и звуки в словах, предшествующих основным рифмующимся.

  • каламбурная

- точные, часто составные и проникающие, построенные на игре слов в результате полисемии, омонимии, звуковом сходстве с целью достижения комического эффекта.

  • конечная

- звуковой повтор, соединяющий окончания стихов.

  • начальная

- звуковой повтор, соединяющий начальные слова стиха.

  • неравносложная

- звуковой повтор клаузул, разных по слоговому объему.

  • омонимическая

- рифма, составленная из омонимов.

  • опоясывающая

или охватная, или кольцевая - система рифмовки авва, а - опоясывающая

  • перекрестная

- система рифмовки авав.

  • составная

- совпадающие по звучанию клаузулы стихов, составленные из нескольких слов

  • тавтологическая

- повтор слова в конце стихов.

  • усеченная

рифма с лишним согласным на конце одного из составляющих ее слов.


Рифмометр

- см. арифмометр.


Рубаи

- четверостишья в восточной поэзии с рифмовкой ааба, или аааа, реже абаб.


Сицилиана

- восьмистишие с перекрестной рифмой абабабаб.


Слово (полноударное)

- единица соизмеримости стихов в тоническом стихосложении.


Словораздел

- граница между словами в стихе. Постоянное совпадение словораздела со стопой придает стиху монотонность.Например, у Маяковского сила словораздела фиксируется дополнительными графическими приемами.


Слог

- единица соизмеримости стихов в силлабическом стихосложении.


Сонет

- четырнадцатистишье, состоящее из двух катренов и двух терцетов или из трех четверостиший и одного двустишья.


Спондей

- 1) в античном стихосложении стопа, состоящая из двух долгих слогов;
   2) в силлабо-тонике - из двух ударных слогов


Стих

- ритмическая единица стихотворной речи, сопоставимая и соизмеряемая с другими по своим фонетическим признакам; как правило, выделена графически.


Стиховедение

- отдел поэтики, изучающий структурные формы стихотворных произведений.


Стихосложение

- искусство ритмической организации художественной речи.


  • метрическое

- (или античное, или количественное) - основано на соизмеримости строк по длительности звучания. Употребляется обычно в языках с долготой и краткостью гласных, имеющей смыслоразличительное значение: в древнегреческом, латинском, древнеарабском, персидском и др.


  • силлабическое

- основано на соизмеримости стихов по числу слогов, характерно для языков с закрепленным слабым ударением (восточной группы индоевропейских языков: ряда древнеславянских, романских и др.); основными размерами были восьми-, одиннадцати- и тринадцатисложники.


  • силлабо-тоническое

- слогоударное, основанное на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов.


  • тоническое

- основано на соизмеримости стихов по числу ударений, т.е. полнозначных слов; количество безударных слогов между ними произвольное. Преобладает в говорном стихе, характерно для зыков с сильным незакрепленным ударением.


Стопа

- единица соизмеримости строк в античном и силлабо-тоническом стихосложениях.


Строфа

- группа из нескольких стихов, объединенных общей мыслью, общей интонацией и общей системой рифмовки.


  • королевская

- семистишье, система рифмовки АББААВВ.


  • одическая

- десятистишье, система рифмовки АБАБССДЕЕД.


  • спенсерова

- девятистишье, представляющее собой октаву с джобавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха.


  • онегинская

- четырнадцатистишье, система рифмовки АБАБВВГГДЕЕДЖЖ.


Строфика

- раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов и композиционно законченное целое.


Стык

- звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф, предложений.


Тактовик

- тонический стих, в котором объем междуударных итервалов колеблется от 0-1 до 2-3 слогов; стих, переходный от дольника к акцентному стиху.


Танка

- нерифмованное пятистишье японской поэзии (например: "")


Терцет

- трехстишье с видами рифмовки: ААА или ААБВВСДДГ и т.д


Терцина

- трехстишье с рифмами АБА БСБ СДС.


Трибрахий

- 1)античная стопа из трех коротких слогов; 2) в силлаботонике ослабленная стопа (безударная) в трехсложных размерах.


Тринадцатисложник

- силлаботонический размер из тринадцати слогов с женской клаузулой и цезурой после седьмого слога.


Триолет

- восьмистишье, в котором первое двустишье повторяется в конце строфы, а первый стих в четвертом стихе.


Ударник

- акцентный стих.


Фигурные стихи

- стихотворение графически оформленные так, что приобретают очертания какой-либо фигуры.


Фоника

- 1) звуковая оорганизация речи; 2) область стихосложения, изучающая звуковую организацию речи.


Хиазм

- синтаксический параллелизм, в котором вторая часть строится в обратной последовательности.


Хокку (хайку)

- нерифмованное трехстишье японской поэзии, состоящее из 17 слогов: 5-7-5


Холостой стих

- нерифмованная стихотворная строка, выделяющаяся на фоне других, рифмующихся между собой.


Хорей

- (о греческого choreios, буквально - плясовой) стихотворный метр с сильными местами в нечетных слогах стиха. Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея - 4-6 стопный, с середины XIX в. пятистопный.


Цезура

- словораздел, постоянная внутренняя структурная пауза, расчленяющая стих на два полустишья.


Четверостишье

- строфа из четырех стихов с разными видами рифмовки.


Эллипсис

- 1) пропуск подразумеваемого слова; 2) замена сказуемого междометием.


Энклитика

- перенос ударения на предшествующее слово так, что слова произносятся как целое.


Эпифора

- повторение слов или словосочетаний в конце стихов.


Эхо-рифма

- парная рифмовка в пределах стиха, на конце его, когда второе слово повторяет последние слоги предшествующего.


Ямб

- (от греческого iambos) стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры - четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII в.), пятистопный (лирика и драмы XIX-XX в.в), вольный разностопный (басни XVIII-XIX в.в., комедия XIX в )

Категория: Тренажеры | Добавил: ЖИВ (28.02.2011)
Просмотров: 821 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 2
2 Валентина  
Полезная информация!!!!!! Спасибо!!!!!!

1 Л.Э.  
Очень интересно!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Каталог сайтов 'Российское образование в сети'