Акцентный
стих,
или ударник
|
- форма тонического стихосложения;
стих, в котором регулируется только число ударений.
|
Аллитерационный
стих
|
- преимущественно акцентный стих с
системой обязательных (в зависимости от национальной традиции) звуковых
повторов.
|
Аллитерация
|
- повторение согласных звуков,
чаще в начале слов; является организующим элементом стиха.
|
Амфибрахий
|
- (греч. amphibrachys, буквально -
с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами
с сильным местом на 2-м слоге (например: "Не вЕтер бушУет над
бОром"). Наиболее употребимые размеры русского силлабо-тонического
амфибрахия - 4-х и 3-х стопный
|
Анаколуф
|
- синтаксическая несогласованность
членов предложения.
|
Анакруза
|
- безударные слоги в начале стиха
до первого ударения.
|
Анапест
|
- (от греч. anapaistos - обратный
дактилю, буквально - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый
трехсложными стопами с сильным местом на третьем слоге; на начальном слоге
строки часто сверхсистемное ударение (например: "Там, в ночнОй
завывАющей стУже") Наиболее употребимые размеры русского
силлабо-тонического анапеста - 4-х и 3-х стопный.
|
Анафора
|
- (греч. anaphora, буквально -
вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов,
синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов,
строк, строф, фраз): "Город пышный, город бедный..."
|
Антитеза
|
- (от греческого antithesis -
противоположение) стилистическая фигура; со- или противопоставление
контрастных понятий, положений, образов. ("Я - царь, - я раб, - я
червь, - я бог!")
|
Аритмия
|
- нарушение ритмической
правильности в стихе. См. ритмическая инверсия, сдвиг ударений.
|
Арифмометр
|
- 1. противоположность рифмометра
;-) 2. механический вычислительный прибор.
|
Ассонанс
|
- (франц. assonance - созвучие),
созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме
(например: "оргомность - опомнюсь", "грусть - озарюсь").
Во французской, испанской и некоторых других литературах на ассонансе
строилось более старинное стихосложение, на точной рифме - более новое.
|
Астрофичность
|
- свободное расположение
рифмованных метрических стихов.
|
Бейт
|
- двустишье в арабской, тюркской и
персидской поэзии; с парной системой рифмовки, если употребляется как
самостоятельное произведение.
|
Белый
стих
|
- нерифмованный метрический стих.
|
Буколика
|
- общее название двух часто
смешиваемых родов античной "пастушеской" поэзии - эклоги и идиллии.
Происходит от заглавия цикла стихов Виргилия.
|
Былинный
стих
|
- тонический стих, которым
создавались русские эпические песни-сказания о богатырях и народных героях.
Различают формы былинного стиха:
- фразовик - дисметрический
интонационно-фразовый свободный стих;
- тактовик - метризованный
интонационно-тактовый стих;
- акцентный стих - чаще всего
трехударный с одно-двусложной анакрузой и двух-трехсложной клаузулой, с
объемом межударных интервалов от одного до трех слогов.
|
Венок
сонетов
|
- поэма из пятнадцати сонетов,
последний из которых - магистральный, т.е. основной: каждая его строка
представляет собой первую строку всех предшествующих ему сонетов; каждый из
сонетов начинается с соответствующей строки магистрала и заканчивается следующей
по счету строкой магистрала.
|
Верлибр
|
- (франц. vers libre),
нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие
постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному
стиху, но иногда и к более четким ритмам (разностопный дольник и
пр.) В новоевропейской поэзии - с конца 18 века, широко - с начала 20 века. В
русской поэзии разработан меньше. ("Она пришла с мороза" А. Блок)
|
Вирши
|
- первоначально - духовные, а
затем и светские стихи в России 16-18 веков;
- силлабические двустишья,
скрепленные рифмой.
|
Внутренняя
рифма
|
- созвучия слов внутри стиха или в
середине смежных стихов.
|
Вольный
стих
|
- обычно ямбические неравносложные
рифмованные стихи, не объединяющиеся в строфы.
|
Гекзаметр
|
- стихотворный размер античной
эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут
заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). В русскую
поэзию введен В.К. Тредиаковским и затем Н.И. Гнедичем и В.А. Жуковским.
|
Гимн
|
- торжественная песнь.
|
Дактиль
|
- (греч. daktylos, буквально -
палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопамис сильным местомна
1-м слоге стопы (например: "ВЫрыта зАступом Яма глубОкая").
Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля -
2-стопный (18 в.), 4-и 3-стопный (19-20 в.в.)
|
Двустишье
|
- простейший вид строфы из двух
стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической -
вирши.
|
Девяти-десятистишье
(децима)
|
- виды строф из (сответственно)
девяти, десяти стихов с разнообразнымисистемами рифмовки.
|
Дипиррихий
|
- двойной пиррихий.
|
Диссонанс
|
- неточная рифма, в которой не
совпадают ударные гласные, а послеударные звуки совпадают.
|
Дифирамб
|
- 1. Первоначально - хоровая
культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее - литературная форма, близкая к
гимну и оде. 2. Преувеличенная похвала.
|
Долгий
слог
|
- в античном стихосложении слог
двойной длительности, равный двум морам, в отличие от краткого, равного одной
море.
|
Доля,
или такт
|
- сочетание сильных и слабых мест,
единица соизмеримости стихов в размерах, промежуточных между силлабо-тоникой
и чистой тоникой.
|
Дольник
|
- русский стихотворный размер,
переходный от силлабо-тоники к чистой тонике. В отличие от силлабо-тонических
стихов, междуударный интервал не постоянный, колеблется в диапазоне
одного-двух слогов.
|