(1) Безоблачной ночью плавает над Чистым Дором луна, отражается в лужах, серебрит крытые щепой крыши. (2) Тихо в деревне. (3)
С рассветом от берега Ялмы раздаются глухие удары, будто колотит кто-то
в заросший мохом колокол. (4) За вербами темнеет на берегу кузница -
дощатый сарай, древний, закопчённый, обшитый по углам ржавыми листами
жести. (5) Отсюда слышны удары. (6) Рано я выхожу на рыбалку. (7) Темно ещё, и странно выглядит этот сарай в пасмурном ольховнике. (8)
Вдруг открывается дверь, а там - огонь, но не яркий, как пламя костра, а
приглушённый. (9)Такого цвета бывает калина , когда её ударит мороз.
(10) Огненная дверь кажется пещерой, которая ведёт, может быть, и внутрь
земли. (11) Из неё выскакивает на берег маленький человек. (12) В
руках - длинные клещи, а в них зажата раскалённая драконья кость. (13)
Он суёт её в воду- раздаётся шипение похлеще кошачьего или гадючьего.
(14) Облако пара вырывается из воды. (15) - Здравствуй, Волошин,- говорю я. (16)
В полдень, возвращаясь, я снова прохожу мимо. (17) Вокруг кузницы
теперь полно народу: кто пришёл за гвоздями, кто лошадь подковать. (18)
Внутри пылает горн. (19) Шурка Клеткин, молотобоец, раздувает меха -
выдувает воздух в горн, на уголья.(20) В самом пекле лежит железная
болванка. (21) Она так раскалилась, что не отличишь её от огня. (22)
Длинными клещами Волошин выхватывает её, ставит на наковальню. (23)
Шурка бьёт пот ней молотком, и болванка сплющивается, а Волошин только
поворачивает её под ударами.(24) Шурка Клеткин - крепкий малый; плечи у
него тяжёлые, как гири. (25) Он силач, а Волошин - мастер.
А1. На какой вопрос в тексте нет ответа? 1. Как выглядит кузница? 2. На какой реке стоит деревня Чистый Дор? 3. Зачем к кузнице пришли люди? 4. Какую рыбу поймал рассказчик? А2.
В каких предложениях текста содержится информация, необходимая для
иллюстрации ответа на вопрос:"Какие художественные средства
использовал автор для создания образа кузницы"?
1. (1)
Безоблачной ночью плавает над мстым Дором луна, отражается влужах,
серебрит крытые щепой крыши. (2) Тихо в деревне.
2. (8) Вдруг открывается дверь, а там - огонь, но не
яркий, как пламя, а
приглушённый. (9) Такого цвета бывает калина, когда её ударит
мороз. (10) Огненная дверь кажется пещерой, которая ведёт, может быть,
и внутрь земли.
3. (11) Из неё выскакивает на берег
маленький человек. (12) В руках - длинные клещи,, а в них зажата раскалённая драконья кость. (13) Он суёт её в воду- раздаётся шипение
похлеще кошачьего или гадючьего. (14) Облако пара вырывается из
воды.
4. (16) В полдень, возвращаясь, я снова прохожу мимо.
(17) Вокруг кузницы теперь полно народу: кто пришёл за
гвоздями, кто лошадь подковать.
А3. Как характеризует кузнеца Волошина информация, заключённая в предложениях 10-14?
1. Волошин похож на колдуна, связанного с нечистой силой.
2. Волошину было трудно долго работать в кузнице. 3. Волошин обладал богатырской силою. 4. Волошин был маленьким и слабым человеком. А4. Укажите, в каком значении употребляется слово ГОРН
( предложения 18,19).
1. Нижняя часть доменной печи
2. Сигнальный медный инструмент
3. Печь для выплавки металлов
4. Вид топлива для печи
А5. Какое
из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по
содержанию предложению №7:"Темно ещё, темно, и странно
выглядит этот сарай в пасмурном ольховнике"? 1. (4) За вербами
темнеет на берегу кузница - дощатый сарай, древний, закопчённый,
обшитый по углам ржавыми листами жести.
2. (8) Вдруг открывается дверь, а там - огонь, но не яркий, как пламя, а приглушённый.
3. (10) Огненная дверь кажется пещерой, которая ведёт, может быть, и внутрь земли.
4. (17) Вокруг кузницы теперь полно народу: кто пришёл за гвоздями, кто лошадь подковать.
А6. В каком предложении использована метафора?
1. (1) Безоблачной ночью плавает над Чистым Дором луна, отражаясь в лужах, серебрит крытые щепой крыши.
2. (3) С рассветом от берега Ялмы раздаются глухие удары, будто
колотится кто-то в заросший мохом колокол.
3. (8) Вдруг открывается дверь, а там - огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый.
4. (20) В самом пекле лежит железная болванка.
В1. Замените слово ГЛУХИЕ из предложения №3 антонимом. Напишите этот антоним. В2. Их предложений 19-22 выпишите слово, в котором Ь употребляется для обозначения грамматического признака. В3.
Из предложений 1-5 выпишите слова, в которых правописание приставки
зависит от глухости/ звонкости следующего за
приставкой звук. В4. В предложениях 4-10 найдите
слова, в которых правописание определяется правилом:" В
суффиксах полных страдательных причастий пишется НН". В5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении. - Здравствуй,(1) Волошин,(2) - говорю я.
В полдень, (3) возвращаясь,(4) я снова прохожу мимо. Вокруг кузницы
теперь полно народу: кто пришёл за гвоздями, (5) кто лошадь
подковать. Внутри пылает горн. Шурка Клеткин, (6)молотобоец,(7)
раздувает меха - выдувает воздух в горн, (8)на уголья. В6. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями ССП.
Длинными клещами Волошин выхватывает её, (1) ставит на наковальню.
(23) Шурка бьёт пот ней молотком,(2) и болванка
сплющивается, (3) а Волошин только поворачивает её под ударами.(24)
Шурка Клеткин - крепкий малый; плечи у него тяжёлые, (4)
как гири. Он силач,(5) а Волошин - мастер. В7. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СПП.
Вдруг открывается дверь,(1)а там - огонь,(2) но не яркий,(3) как пламя
костра, (4)а приглушённый. Такого цвета бывает калина ,(5) когда
её ударит мороз. Огненная дверь кажется пещерой,(6) которая
ведёт,(7) может быть,(8) и внутрь земли. В8. Замените словосочетание со связью согласование безоблачное небо словосочетанием со связью управление. В9. Выпишите грамматическую основу первой части предложения № 10. В10. Среди предложений 1-7 найдите предложения с однородными членами. В11. Среди предложений 15-18 найдите предложение с обращением. В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. В13. Среди предложений 11-17 найдите БСП. В14. Среди предложений 7-10 найдите СПП с придаточным определительным.