Тест № 27
(1) Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым, если не считать черной земли под ногами, на которую мы не обращали внимания, да на серебряные ниточки паутинок, летающих в золотисто-голубом.
(2) Главное развлечение наше состояло в том, что на гибкий прут мы насаживали тяжелый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали шарик – кто дальше.
(3) Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, как вдруг почувствовал сильный удар между лопаток.
(4) Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что по загону бежит о меня Витька Агафонов с толстым прутом в руке.
(5) Ну за что он меня ударил? (6) Ничего плохого я ему не сделал.
(7)Ни один человек на загоне не заметил маленького происшествия: по-прежнему все собирали картошку, наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. (8) Но я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. (9) В горле у меня стоял горький комок,на душе черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз было неповадно. (10) Вскоре созрел план мести. (11) Через несколько дней, когда все позабудется, я, как ни в чем не бывало, позову Витьку в лес жечь теплинку, а там и набью морду.
(12) Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промеж лопаток, и как мне было больно, и как мне было обидно, и как я твердо решил ему отплатить. (13) Я так все точно и живо вообразил, что спина опять заболела, как и тогда, а в горле опять остановился комок, и даже нижняя губа вроде бы начала подрагивать, - значит, я накалился и готов к мщению.
(14) На горе, где начались маленькие елочки, выпал удачный момент: как раз Витька, шедший впереди меня, наклонился, что-то рассматривая на земле, а ухо его словно бы еще больше оттопырилось, так и просилось, чтобы я по нему стукнул что есть силы.
(15) – Смотри, смотри! – закричал Витька, показывая на круглую норку, уходящую в землю. (16) – Шмель оттуда вылетел, я сам видел. (17) Давай раскопаем, может быть, там меду полно.
(18) «Ну ладно, эту норку мы раскопаем, - решил я, - потом уж я с тобой разделаюсь!»
(19) Потом на опушке леса в траве мы наткнулись на стаю рыжиков, а затем стали разводить теплинку.
(20) Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдем домой, и тут я буду должен… (21) Что бы еще такое придумать, очень не хотелось сразу идти домой.
(22) – Бежим на речку, - говорю я Витьке. (23) – Помоемся там, а то вон как перемазались.
(24) Ну вот и попили, умылись. (25) Делать больше нечего, надо идти домой. (26) Под ложечкой у меня начало ныть и сосать. (27) Витька идет впереди. (28) Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!
(29) Что стоит? (30) А вот попробуй, и окажется, что это очень не просто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя. (31) Да и злости я уже не слышу в себе. (32) Так хорошее на душе после этой теплинки, после этой речки! (33) Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка – вечно он что-нибудь придумает.
(34) Ладно, если он еще раз стукнет меня промеж лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! (35) А теперь – ладно. (36) Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку. (37) И мы заходим в село как лучшие дружки приятели.
(По В. Солоухину)
А1. Укажите, какой цвет использует автор, чтобы передать внутреннее состояние героя после «маленького происшествия».
1) золотистый
2) красный
3) черный
4) голубой
А2. Укажите, какой ответ на вопрос «Что повлияло на изменение первоначального плана мести?» является неправильным.
1) Страх, что Витька окажется сильнее
2) Общие интересы
3) Доверчивость, искренность Витьки
4) Увлекательная прогулка
А3. Укажите, какой ответ на вопрос «Почему герой радуется любой задержке осуществления своего плана?» является правильным.
1) Мальчик хочет подольше побыть в лесу.
2) Герой понимает, что у него не хватит сил отомстить Витьке.
3) Герой хочет лучше подготовиться к нападению.
4) В душе героя идет борьба между жаждой мщения и желанием простить доверчивого Витьку.
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово удар (предложение 3)
1) Стремительное нападение
2) Резкий, сильный толчок
3) Тяжелая неприятность
4) Грохот от сильного толчка
А5. Укажите, какое из приведенных ниже предложений противопоставлено в тексе по содержанию предложению №28: « Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!»
1) (25) Делать больше нечего, надо идти домой.
2) (26) Под ложечкой у меня начало ныть и сосать.
3) (30) А вот попробуй, и окажется, что это очень не просто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя.
4) (32) Так хорошее на душе после этой теплинки, после этой речки!
А6. Укажите, в каком предложении в качестве средства художественной выразительности используется экспрессивная лексика.
1) (9) В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз было неповадно.
2) (8) Но я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба.
3) (10) Вскоре созрел план мести.
4) (11) Через несколько дней, когда все позабудется, я, как ни в чем не бывало, позову Витьку в лес жечь теплинку, а там и набью морду.
Ответы на В1 – В14 записывайте словами и цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените разговорное слово морда из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложении 21 выпишите слово, образованное приставочным способом.
В3. Из предложения 14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
В4. Из предложения 1 выпишите слово, в котором правописание -НН- определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ин-, -ан-, -ян-, пишется одна
Н »
В5. Из предложений 4-8 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
В6. В приведенном ниже предложении из почитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые, которые выделяют обособленное обстоятельство.
Главное развлечение наше состояло в том, (1) что на гибкий прут мы насаживали тяжелый шарик, (2) слепленный из земли, (3) и, (4) размахнувшись прутом, бросали шарик – кто дальше.
В7. В приведенном ниже предложении из почитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые), которая(-ые) разделяет(-ют) части сложносочиненного предложения.
В горле у меня стоял горький комок, (1)на душе черно от обиды и злости, (2) а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, (3) да так, (4) чтобы в другой раз было неповадно.
В8. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), с помощью которой (-ых) выделяется изъяснительное придаточное предложение.
Я наклонился, (1) чтобы слепить шарик потяжелее, (2) как вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Мгновенно распрямившись и оглянувшись, (3) я увидел, (4) что по загону бежит о меня Витька Агафонов с толстым прутом в руке.
В9. Из предложения 36 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
В10. Укажите количество грамматических основ в 4 предложении.
В11. Среди предложений 30-34 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В12. Среди предложений 22-26 найдите определенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения
В13. Среди предложений 10-14 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными предложениями. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 1-4 найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений.
|