Тест № 26
Мать
(1) Сегодня утром я шел по улицам Старого Дрездена. (2) На душе было неприятно и неловко: шел я смотреть ее, прославленную Сикстинскую мадонну. (3) Ею все восхищаются, ею стыдно не восхищаться. (4) Между тем многочисленные снимки с картины, которые мне приходилось видеть, оставляли меня в совершенном недоумении, чем тут можно восхищаться. (5) И вот, - я знал, - я буду почтительно стоять перед картиною и всматриваться в нее без конца, и стараться натащить на себя соответственное настроение. (6) А задорный бесенок будет подсмеиваться в душе и говорить: «Ничего я не стыжусь, - не нравится, да и баста!..»
(7) Я вошел в Цвингер. (8) Большие залы, сверху донизу увешаны картинами. (9) Глаза разбегаются, не знаешь, на что смотреть. (10) Вот небольшая дверь в угловую северную комнату. (11) Перед глазами мелькнули знакомые контуры, яркие краски одежд…
(12) И вдруг –незаметно, нечувствительно – все вокруг как будто стало исчезать. (13) Исчезали люди и стены. (14) исчез вычурный иконостас. (15) Все больше затуманивались, словно стыдясь себя и чувствуя свою ненужность на картине, старик Сикст и кокетливая Варвара.(16) И среди этого тумана ярко выделялись два лица – Младенца и Матери. (17) И пред их жизнью все окружающее было бледным и мертвым… (18) Он, поджав губы, большими, страшно большими и страшно черными глазами пристально смотрел поверх голов в даль. (19) Эти глаза видели вдали все: видели вставших на защиту порядка фарсиев, и предателя-друга, и умывающего руки чиновника-судью, и народ, кричащий: «Распни его!» (20) Да, он видел этим проницающим взглядом, как будет стоять под терновым венцом, использованный плетьми, с лицом исковерканным обидою, как там, через несколько зал, на маленькой картине Гвидо Рени…
(21) И рядом с ним – Она, серьезная и задумчивая, с круглым девическим лицом, со лбом, отуманенным дымкою предчувствия. (22) Я смотрел, смотрел, и мне казалось, что она живая, что дымка то надвигается, то сходит с ее молодого, милого лица…
(23) И такая она была полная жизни, полная любви к жизни на земле… (24) И все-таки она не прижимала сына к себе, не старалась защитить от будущего. (25) И серьезное, сосредоточенное лицо ее говорило: «Настали тяжелые времена, и не видеть нам радости. (26) Но нужно великое дело, и благо ему, что он дело берет на себя!» (27) И лицо ее светилось благоговением к его подвигу и величавою гордостью. (28) А когда свершится подвиг, ее сердце разорвется от материнской муки и изойдет кровью. (29) И она знала это…
(30) Вечером я сидел на террасе. (31)На душе было так, как будто в жизни случилось что-то очень важное и особенное. (32) В воздухе веяло апрельской прохладою, по ту сторону Эльбы береговой откос зеленел весеннею травкой…
(33) Я сидел, и вдруг светлая, поднимающая душу радость охватила меня, - радость и гордость за человечество, которое сумело воплотить и вознести на высоту такое материнство. (34) И пускай в мертвом тумане слышатся только робкие всхлипывания и слова упрека, - есть Она, есть там, в этом фантастическом четырехугольнике Цвингера. (35) И пока она есть, жить на свете весело и почетно.
(36) Темнело. (37) Я шел через площадь. (38) На небе рисовались два черные, как будто закоптелые шпица церкви св. Софии. (39) Вот и молчаливый Цвингер. (40) Окна темны, внутри тишина и безлюдье. (41) И мне стало странно: неужели и в этой комнате может быть темно, неужели ее лицо не светится?
(По В. Вересаева)
А1. Укажите правильное предложения ответа на вопрос: «Какие чувства испытывал автор-рассказчик, отправляясь в Цвингер?»
Автор-рассказчик, отправляясь в Цвингер, испытывал
1) Радостное ожидание встречи с прекрасным произведением искусства
2) Почтение к таланту художника, создавшего картину «Сикстинская мадонна»
3) Чувство восхищения перед «Сикстинская мадонна»
4) Неприятное и неловкое чувство от сознания, что картина не вызовет у него чувства восхищения.
А2. Какое утверждение соответствует содержанию информации, заключенной в 12-22 предложениях текста?
1) На картине «Сикстинская мадонна» художник изобразил только Мать и Младенца.
2) Мать, изображенная на картине Рафаэля, - молода, серьезна и задумчива.
3) Изображенная на картине Мать крепко прижимает к себе Младенца.
4) Младенец, изображенный на картине, смотрит, поджав губы, на Мать.
А3. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Какое чувство охватило автора-рассказчика после просмотра картины «Сикстинская мадонна»»?
1) И вдруг – незаметно, нечувствительно – все вокруг как будто стало исчезать. Исчезли люди и стены.
2) И среди этого тумана ярко выделялись два лица – Младенца и Матери. И пред их жизнью все окружающее было бледным и мертвым…
3) И лицо ее светилось благоговением к его подвигу и величавою гордостью. А когда свершится подвиг, ее сердце разорвется от материнской муки и изойдет кровью.
4) Я сидел, и вдруг светлая, поднимающая душу радость охватила меня, - радость и гордость за человечество, которое сумело воплотить и вознести на высоту такое материнство.
А4. Укажите, какое изданных слов употреблено в тексте в прямом значении. (предложение 3)
1) Мелькнули (предложение 11)
2) Умывающего (предложение 19)
3) Разорвется (предложение 28)
4) Мертвом (предложение 34)
А5. Укажите, какое из приведенных ниже предложений противопоставлено в тексе по содержанию предложению №6: «А задорный бесенок будет подсмеиваться в душе и говорить: «Ничего я не стыжусь, - не нравится, да и баста!»»
1) (2) На душе было неприятно и неловко: шел я смотреть ее, прославленную Сикстинскую мадонну.
2) (5) И вот, - я знал, - я буду почтительно стоять перед картиною и всматриваться в нее без конца, и стараться натащить на себя соответственное настроение.
3) (10) Вот небольшая дверь в угловую северную комнату.
4) (21) И рядом с ним – Она, серьезная и задумчивая, с круглым девическим лицом, со лбом, отуманенным дымкою предчувствия.
А6. Укажите, в каком предложении автор в качестве средства художественной выразительности использует фразеологизм.
1) (3) Ею все восхищаются, ею стыдно не восхищаться.
2) (9) Глаза разбегаются, не знаешь, на что смотреть..
3) (17) И пред их жизнью все окружающее было бледным и мертвым…
4) (31)На душе было так, как будто в жизни случилось что-то очень важное и особенное.
Ответы на В1 – В14 записывайте словами и цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Из предложения 11 выпишите слово(-а), в котором(-ых) звуков больше, чем букв.
В2. Из предложений 30-35 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
В3. Из предложений 16-22 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
В4. Из предложений 4-11 выпишите слово, в котором правописание -НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН- ».
В5. В приведенном ниже предложении из почитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые), при обособленном определении, выраженном именем существительным с зависимыми словами.
И рядом с ним – Она, (1) серьезная и задумчивая, (2) с круглым девическим лицом, (3) со лбом, (4) отуманенным дымкою предчувствия.
В6. В приведенном ниже предложении из почитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.
Я смотрел, (1) смотрел, (2) и мне казалось, (3) что она живая, (4) что дымка то надвигается, (5) то сходит с ее молодого, (6) милого лица…
В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчиненного предложения.
Я сидел, (1) и вдруг светлая, (2) поднимающая душу радость охватила меня, (3) - радость и гордость за человечество, (4)которое сумело воплотить и вознести на высоту такое материнство.
В8. Замените словосочетание беговой откос (предложение 32) построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 24.
В10 Среди предложений 33-35 найдите предложение с однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
В11. Среди предложений 12-17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В12. Среди предложений 21-29 найдите сложноподчиненное предложение, в составе которого имеется два изъяснительных придаточных предложения. Напишите номер этого предложения
В13. Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочным способом.
В14. Среди предложений 1-4 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
|