Вариант № 20
Внимательно
прочитайте текст и выполните задания А1 – А6; В1 – В14.
(1)У меня уже
подрос сын; он увлекался собиранием марок, научной фантастикой, фотографией,
среди школьников шестых-седьмых классов занял по лыжам второе место на районных
соревнованиях, учился неровно, порывчиками, пятёрки и двойки часто
соседствовали в дневнике. (2) Оглядываясь назад, я вижу его в счастливые летние
дни на даче – выгоревшие волосы, чистое, тронутое загаром лицо, глаза,
доверчиво отражающие небо, тесные потёртые шорты и сбитые коленки… (3) Щемит
сердце, хоть кричи.
(4) Сева –
единственный сын в благополучной семье. (5) Но для подростка наступает такое
время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. (6) Каждая,
даже самая идеальная! (7) В её рамках становится тесно, внешний мир манит к
себе, опека матери и отца угнетает. (8) Хочется свободы и самостоятельности.
(9) Становление человека неизбежно создаёт это неисключительный кризис, у одних
он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. (10) Сева стал чаще
пропадать из дома…
(11) Он отпустил
волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный домашний вид. (12)
В потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами,
падающими на плечи, - странная, однако, забота о собственной внешности:
стараться не нравиться другим, стал походить на огородное пугало. (13) Наш сын…
(14) Навряд ли он
ждал, что мы станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность сын
воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным; теперь любая мелочь
выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моем лице,
просьба матери вынести мусорное ведро – всё это воспринималось как
посягательство на его достоинство. (15) И самые простенькие вопросы для него
вырастали в мучительнейшие проблемы – праздновать или не праздновать дома день
рожденья, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у
матери денег на покупку новой пластинки?.. (16) На его физиономии всё чаще и
чаще возникало вселенски кислое выражение, пока не застыло в постоянную мину и
окончательно не обезобразило его. (17) Мы чувствовали – чем дальше, тем больше
он уже сам себя не уважал.
(18)
Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (19) «Я утратил всякие
надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра
возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима,
невыдержанна, просто ужасна». (20) Эти слова произнёс поэт Гесиод ещё в 7 веке
до нашей эры. (21) Но отцам последующих поколений от столь древнего признания
легче не становилось.
(По
В. Тендрякову)
А1. В каком предложении текста
содержится ответ на вопрос: «Почему Сева перестал слушаться родителей»?. 1) 4 2) 9 3) 12 4) 17
А2. Как вы понимаете фразу:
«Сакраментальный конфликт отцов и детей» (предложение 18)? 1) Конфликт
отцов и детей – новое явление в нашем обществе 2) Конфликт
отцов и детей возник в обществе очень давно 3) Конфликт
отцов и детей очень актуален в наше время 4) Конфликт
отцов и детей не поддаётся разрешению.
А3. Как характеризует отца Севы
информация, заключённая в предложениях 2-5? 1) Отец Севы считает сына не
воспитанным человеком 2) Отец
– психолог, который помогает сыну разобраться
в себе 3) Отец
старается, чтобы семья жила в достатке 4) Отец Севы понимает, что
происходит с его сыном, но не знает, как ему помочь.
А4. Укажите, в каком значении
используется в тексте словосочетание кислое
выражение (предложение 16). 1) Выражение лица его было
уныло-тоскливым. 2) Выражение
лица его всегда было злым 3) На его лице трудно было прочесть какие-либо
эмоции 4) У него было неприятное лицо
А5. Выберите верное продолжение ответа
на вопрос: «Почему отец Севы обеспокоен поведением своего сына?»
Отец
Севы обеспокоен поведением своего сына, потому что 1) Мальчик плохо стал учиться в
школе 2) Сева
стал нерешительным 3) У
мальчика очень тяжело происходит становление личности 4) Он стал неопрятно выглядеть.
А6. Укажите предложение, в котором используется градация. 1) (4) Сева – единственный сын в
благополучной семье. 2) (5)
Но для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться
ему неблагополучной. 3) (6) Каждая, даже самая идеальная! 4) (7)
В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца
угнетает.
В1. Замените слово мина из предложения 16 одним из
синонимов. Запишите этот синоним.
В2. Из предложений 15-17 выпишите слово
с чередующейся гласной в корне.
В3. Из предложений 11-15 выпишите
слова, в которых правописание –НН- определяется правилом: «Если в
прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и
в наречие пишется два Н »
В4. Из предложений 1-5 выпишите определительное
местоимение.
В5. В приведенном ниже предложении
12 пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, при обособленном
определении, выраженном причастным
оборотом.
В потёртых, (1) с бахромой внизу
джинсах, (2) с неопрятными жиденькими косицами, (3) падающими на плечи, (4) -
странная, (5) однако, (6) забота о собственной внешности: стараться не
нравиться другим, (7) стал походить на огородное пугало.
В6. В приведенном ниже предложении
14 пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между
частями сложносочинённого предложения .
Навряд ли он ждал, (1) что мы
станем умиляться, (2) но наше недоумение, (3) досаду, (4) презрительность сын
воспринимал болезненно, (5) стал повышенно раздражительным; теперь любая мелочь
выводила его из себя: неодобрительный взгляд, (6) горькая ухмылка на моем лице,
(7) просьба матери вынести мусорное ведро – всё это воспринималось как
посягательство на его достоинство.
В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между
частями сложноподчинённого предложения.
Но для подростка наступает такое
время,(1) когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. Каждая, (2) даже самая идеальная! В её рамках становится тесно,
(3) внешний мир манит к себе, (4) опека матери и отца угнетает.
В8.
Из предложения 9
выпишите словосочетание со связью примыкание.
В9.
Выпишите
грамматическую основу предложения 20.
В10. Среди предложений 11-14 найдите
предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого
предложения.
В11.
Среди
предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите
номер этого предложения.
В12. Среди предложений 4-10 найдите
простое безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
В13.
Среди
предложений 4-8 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого
предложения.
В14.
Среди
предложений 15-20 найдите сложноподчиненное предложение, имеющее в своём
составе 2 придаточных предложения: условия
и причины. Напишите номер этого предложения. |