Вариант № 19.
Внимательно
прочитайте текст и выполните задания А1 – А6; В1 – В14.
(1)В первом
батальоне нашего полка был знаменитый связист. (2)Фамилии его я уже не помню,
звали же Лешкой. (3) Маленький, худенький, с детской шеей, вылезающей из
непомерно широкого воротника шинели, он казался совсем ребенком, хотя было ему
не меньше семнадцати-девятнадцати лет. (4) Особую детскость ему придавали
нежно-розовый цвет лица, совершенно непонятно как сохранившийся после
многонедельного сидения под землей, и глаза – живые, выразительные, совсем не
взрослые глаза. (5) Знаменит же он
был тем, что много читал. (6) У него была своя библиотека, в прошлом, очевидно,
клубная, а сейчас никому не нужная, разбомбленная, заваленная кирпичом. (7)
Когда бы вы ни пришли на командный пункт батальона, вы всегда могли застать его
в своем углу, у аппарата, с подвешенной
к голове трубкой и глазами, устремленными в книжку. (8) Наверху гудело,
стреляло, рвалось, а он сидел себе, поджав ноги, и читал. (9) Где-нибудь в сети
обнаружится прорыв – загнёт страницу, побежит, починит, вернётся и опять глаза
в книгу. (10) Лёшка читал
всё что попадалось под руку. (11) И всё прочитанное вызывало у него массу
различных мыслей, рассуждений, вопросов. (12) И в то же время он по-детски
эмоционально переживал всё преподносимое книгами. (13) Когда он прочитал
«Попрыгунью» Чехова, он долго не мог прийти в себя. (14) По-моему, он даже
всплакнул немного. (15) И всё это происходило в каком-нибудь полукилометре от
немцев, в подвале, где лежали и стонали раненые, где мужественно умирали. (16) Вскоре Лёшке
пришлось расстаться со своей библиотекой, так как в декабрьскую ночь нас
передвинули на северо-западные скаты
Мамаева кургана, и вот тут то он и затосковал. (17) У меня был томик Хемингуэя
в тёмно-красной обложке. (18) Эту книгу я украл у одного длинноносого майора с
гладко выбритым лицом и серебряными волосами ёжика. (19) Когда я нёс Лёшке
книгу, я невольно спрашивал себя, поймёт ли он этого отнюдь не лёгкого
писателя. (20) А наутро я
узнал, что Лёшка ранен. (21) Он лежал на плащ-палатке, очень бледный,
потерявший свой девичий румянец. (22) И больше я Лёшку не видел. (23) Хочется
верить, что он жив и по-прежнему много читает. (24) И тот томик прочёл. (25) Не
думаю, что Хемингуэй стал его любимым писателем, слишком у него много
подспудного, недоговорённого, а Лёшка любил ясность. (26) Но в этих двух столь
несхожих людях – прославленном писателе и мальчишке, родившимся под Саратовом и
окончившем только шесть классов, - мне видится что-то общее.
(По В. Некрасову)
А1. Выберите верное продолжение
ответа на вопрос: «Что хотел сказать В. Некрасов, утверждая, что у героя были
«совсем не взрослые глаза?»» В.
Некрасов, утверждая, что у героя были «совсем не взрослые глаза», хотел
сказать, что 1) Лёшка доверчивый и наивный
человек. 2) Он,
автор, сочувствует юному бойцу, на долю которого выпали тяготы войны. 3) Лёшка
человек, попавший на войну случайно. 4) Юноша воспринимает всё близко к
сердцу .
А2. Какое из приведенных ниже
высказываний содержит правильный ответ на вопрос: «Почему Лёшка любили читать?» 1) Книга
для Лёшки была другом и советчиком. 2) Так Лёшка отвлекался от боевых
действий. 3) Герой обладал богатым
воображением 4) У
героя не было других занятий.
А3. Укажите правильный ответ на
вопрос: «Почему В. Некрасов говорит, что знает только имя, а фамилию его не
помнит?». 1) Для автора эта деталь не важна. 2) Автор
стремится подчеркнуть типичность созданного им образа 3) Война
стерла в памяти автора многие детали, в том числе фамилию героя 4) Автор хочет показать, что его
герой – это мечтательный юноша
А4. Выберите верное продолжение
ответа на вопрос: «Почему автор решил подарить Лёшке томик Хемингуэя?» Автор
решил подарить Лёшке томик Хемингуэя, потому что 1) Давно прочитал все его рассказы. 2) Хотел
познакомит его с творчеством американского писателя 3) Предполагал,
что Хемингуэй станет любимым писателем героя 4) Лёшке пришлось расстаться с
библиотекой, и он затосковал.
А5. Укажите, в каком значении в
тексте употребляется слово общее (предложения
26) 1) Касающееся всех 2) Используемое
совместно, коллективно 3) Содержащее
только существенное 4) Свойственное кому-нибудь
одновременно с кем-нибудь
А6.
Укажите предложение, в котором используется метафора. 1) (5) Знаменит же он был тем, что
много читал. 2) (8) Наверху гудело, стреляло,
рвалось, а он сидел себе, поджав ноги, и читал. 3) (11) И всё прочитанное вызывало у
него массу различных мыслей, рассуждений, вопросов. 4) (18)
Эту книгу я украл у одного длинноносого майора с гладко выбритым лицом и
серебряными волосами ёжика.
В1. Подберите к слову рассуждение (предложение 11) синоним.
В2. Укажите, какой частью речи
является слово раненые в предложении 15.
В3. Среди предложений 16-25 найдите
сочетание слов, в котором правописание частицы НЕ определяется правилом:
«Частица НЕ с прилагательными, причастиями и наречиями на –о при наличии
усилительных отрицаний пишется раздельно». Напишите это сочетание слов.
В4. Из предложений 2-4 выпишите действительное
причастие настоящего времени.
В5. Из предложений 16-19 выпишите
слово, правописание которого определяется правилом: «Если В прилагательных,
образованных от существительных при помощи суффикса –ян, пишется одна буква Н».
В6. В приведенном ниже предложении
пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, при вводном (-ых) слове(-ах).
У
него была своя библиотека, (1) в прошлом, (2) очевидно, (3) клубная, (4) а
сейчас никому не нужная, (5) разбомбленная, (6) заваленная кирпичом.
В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого
предложения.
Наверху
гудело, (1) стреляло, (2) рвалось, (3) а он сидел себе, (4) поджав ноги, (5) и
читал.
В8.
В приведенном
ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую
между частями сложноподчинённого предложения .
Маленький,(1)
худенький, (2) с детской шеей, (3) вылезающей из непомерно широкого воротника
шинели, (4) он казался совсем ребенком, (5) хотя было ему не меньше
семнадцати-девятнадцати лет.
В9.
В предложении 18
найдите сложное прилагательное и образуйте из него словосочетание со связью согласование. Напишите это
словосочетание.
В10. Укажите количество
грамматических основ в предложении 16.
В11.
Среди
предложений 20-25 найдите предложение с обособленным определением, выраженным
причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
В12. Среди предложений 5-10 найдите сложное
предложение, имеющее в своём составе безличное предложение. Напишите номер
этого предложения.
В13.
Среди
предложений 16-18 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите
номер этого предложения.
В14.
Среди
предложений 10-15 найдите сложноподчинённое предложение с однородными
придаточными предложениями. Напишите номер этого предложения. |