Вариант № 18
Внимательно
прочитайте текст и выполните задания А1 – А6; В1 – В14.
(1)Жизнь
человеческая достаточно длинная для установления справедливости, и по её
сложным, но вполне логическим законам лодка качелей, поднятая вверх, потом
пойдет вниз, а маятник часов, уйдя вправо, непременно откачнется влево.
(2) Один мудрый
человек сказал когда-то, что человечество делится на изобретателей и
приобретателей. (3) В реальности, конечно, сложней, есть масса промежуточных
категорий, но главный водораздел проходит, пожалуй, именно здесь.
(4) Почему хороший
педагог любимому ученику дает задачку самую трудную, а отметку ставит самую
строгую? (5) Да потому, что любит и желает добра. (6) Чем трудней урок, чем
строже оценка, тем ценней полученный опыт.
(7) Ну, а опытный
тренер – разве он талантливого спортсмена бережет от сильного противника? (8)
Наоборот! (9) И поражений не пугается: поражения – наука, за битого двух
небитых дают. (10) Так и жизнь относится к нам, как хороший педагог, как
опытный тренер.
(11) Но почему же у
«ученого» материальных благ мало, а у избалованного – навалом? (12) Что в жизни
надежней и выгодней: иметь или уметь? (13) Он имеет, ты умеешь. (14) Кому
лучше?
(15) В жизни
практически каждый, хочет он или не хочет, получает свою пайку и черного, и
белого хлеба (16) И как бы автоматически получается , что черный хлеб – плохо,
что всё разумное на земле безоговорочно
стремится к сытости и комфорту. (17) Но ведь на самом деле все далеко не так.
(18) Порыв от
черного хлеба к белому понятен и в анализе не нуждается. (19) Но как ты
объяснишь, например, рывок Гогена от всех благ цивилизации к примитивному быту
таитян? (20) Или непреодолимое стремление
вполне обеспеченного норвежца Нансена в дикое, опасное Заполярье? (21)
Причуда художника, любопытство учёного?
(22) Пожалуй, не только это. (23) Просто нормальному, здоровому и разумному
человеку для нормальной, здоровой и разумной жизни черный хлеб необходим так
же, как и белый.
(24) В течении
долгих тысячелетий эволюции природа растила человека не на сайках с изюмом.
(25) Холод, опасность, скудная пища и тяжелая мускульная работа постепенно
создали самое жизнеспособное существо на сегодняшней планете.(26) Все эти
тяготы и напасти до сих пор необходимы человеку. (27) И всё это рекомендуют в
популярных книжках педагоги и врачи. (28) Только холод называют закаливанием,
опасность – эмоциональной нагрузкой, скудную пищу – диетой, а тяжелую
мускульную работу – гимнастикой.
(29) Человек стал
человеком на черном хлебе! (30) Посмотри на людей, добившихся чего-то в жизни:
счастья, любви, известности, материальных благ. (31) Почти у каждого из них в
фундаменте судьбы лежит бетонная плита трудностей.
(32) И ведь что
любопытно: получив достаточно благ, они не отказываются от работы, а берут её
всё больше и больше.
(33) Здоровая
натура требует чёрного хлеба! (34) А сладкие булочки нередко достаются их
отпрыскам – вот и растут слабыми и худосочными.
(По
Л. Жуховицкому)
А1. Укажите, какое из утверждений,
приведённых ниже, не соответствует содержанию текста. 1) «Изобретатели» создают
материальные блага, а «приобретатели»только их потребляют. 2) «Изобретатели»
зачастую не имеют материальных благ. 3) Почти
каждый «изобретатель» преодолел на пути к успеху много трудностей. 4) Жизнь награждает «изобретателей»
черным, а «потребителей» только белым хлебом .
А2. Какое чувство испытывает автор,
размышляя о выборе человеком жизненного пути? 1) Негодование
и разочарование. 2) Тревогу за судьбу молодого
поколения. 3) Сожаление и стыд 4) Обиду
и растерянность
А3. Выберите верное продолжение ответа
на вопрос: «Почему, по мнению автора, жизнь относится к нам как хороший
педагог, как опытный тренер?». 1) Чтобы испытать наш характер. 2) Потому
что любит и желает добра 3) Чтобы
оценить наши успехи 4) Потому что стремится наказать
тех, кто в жизни является лишь «потребителем»
А4. Укажите, в каком значении
используется в тексте слово пайка
(предложение 15). 1) Доля, вносимая отдельным
человеком в общее дело. 2) Место,
где спаяно. 3) Продукты
питания. 4) Уроки жизни.
А5. Укажите правильный ответ на
вопрос: «При каком условии, по мнению автора, человек становится человеком?». 1) Если получает достаточное
количество материальных благ 2) Если
стремится быть обеспеченным и независимым 3) Если
в жизни человека были трудности и тяготы, которые он сумел преодолеть 4) Если считает, что сладкие булочки
лучше, чем чёрный хлеб.
А6.
Укажите предложение, в котором используется метафора. 1) (6) Чем трудней урок, чем строже
оценка, тем ценней полученный опыт. 2) (7)
Ну, а опытный тренер – разве он талантливого спортсмена бережет от сильного
противника? 3) (9) И поражений не пугается:
поражения – наука, за битого двух небитых дают. 4) (31)
Почти у каждого из них в фундаменте судьбы лежит бетонная плита трудностей.
В1. Замените слово педагог из
предложения 4 одним из синонимов. Запишите этот синоним..
В2. Из предложений 24-28 выпишите
производный предлог.
В3. Укажите способ образования
слова сытости (предложение 16).
В4. Из предложений 18-23 выпишите слово,
в котом правописание НЕ определяется правилом: «С полными причастиями, не
имеющими пояснительных слов, частица НЕ пишется слитно».
В5. Из предложения 1-3 выпишите
слово(-а), правописание –НН- в котором(-ых) определяется правилом: «Если в
прилагательном или причастии, от которого образованно наречие, пишется -НН-, то в наречии сохраняется написание двух
букв –Н-».
В6. В приведенном ниже предложении
пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, при вводном (-ых) слове(-ах).
В
реальности, (1) конечно, (2) сложней, (3) есть масса промежуточных категорий,
(4) но главный водораздел проходит, (5) пожалуй, (6) именно здесь.
В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые, которые отделяют части сложносочинённого
предложения друг от друга.
Жизнь
человеческая достаточно длинная для установления справедливости, (1) и по её
сложным, (2) но вполне логическим законам лодка качелей, (3) поднятая вверх,
(4) потом пойдет вниз, (5) а маятник часов, (6) уйдя вправо, (7)непременно
откачнется влево.
В8.
Замените
словосочетание к быту таитян (предложение 19) синонимичным словосочетанием со
связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
В9.
Из предложения
26 выпишите грамматическую основу
В10. Среди предложений 4-10 найдите
сложноподчиненное предложение с придаточным
сравнительным предложением. Напишите номер этого предложения.
В11.
Среди
предложений 29-32 найдите предложение с обособленным определением. Напишите
номер этого предложения.
В12. Из 2 предложения выпишите
слово(-а), в котором(-ых) все согласные звуки звонкие.
В13.
Среди
предложений 11-17 найдите сложноподчинённое предложение с однородным
подчинением придаточных предложений. Напишите номер этого предложения.
В14.
Среди
предложений 24-28 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите номер
этого предложения. |