Вариант № 16
Внимательно
прочитайте текст и выполните задания А1 – А6; В1 – В14.
(1)Человек должен
быть интеллигентен.
(2) А если у него
профессия не требует интеллигентности? (3) А если он не смог получить
образования: так сложились обстоятельства? (4) А если окружающая среда не
позволяет? (5) А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его
сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими
людьми? (6) Нет, нет и нет!
(7) Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8) Она нужна и для
окружающих, и для самого человека. (9) И вот почему. (10) Многие думают,
что интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее
образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает
несколько языков. (11) А между тем можно иметь все это и не быть
интеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне
интеллигентным человеком.
(12) Лишите
подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. (13) Пусть он забыл все
на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие
исторические события. (14) Но если при этом он сохранит восприимчивость к
культурным ценностям, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее
произведение искусства от грубой штуковины, сделанной только, чтобы удивить,
если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность
другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему,
не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по
достоинству – вот это будет интеллигентный человек… (15) Именно такая
интеллигентность очень необходима для жизни самого человека и для окружающих
его людей.
(По
Д.С. Лихачеву)
А1. Какое из высказываний содержит
ответ на вопрос, какой человек, по мнению автора, может считаться
интеллигентным? 1) Человек, получивший хорошее
образование 2) Человек,
который знает несколько языков 3) Человек,
хорошо знающий искусство 4) Человек, имеющий
эстетическое лицо
А2. Какими качествами, по мнению
автора, должен непременно обладать интеллигентный человек? 1) Знать важнейшие исторические
события 2) Уметь
оценить другого человека по достоинству 3) Знать
классиков литературы 4) Иметь гуманитарное образование
А3. Укажите номер предложения, в
котором используются контекстуальные антонимы? 1) 10 2) 13 3) 14 4) 15
А4. Какое значение имеет слово ГУМАНИТАРНОЕ в прочитанном тексте
(предложение 10)? 1) Обращенный к человеческой
личности 2) Обращенный
к правам и интересам человека 3) Относящийся
к изучению общества, культуры и истории народа 4) Классическое. А5. Укажите номер
предложения, в котором используется фразеологизм.1) 3 2) 5 3) 10 4) 15
А6.
Укажите, какие средства речевой выразительности используется во втором
абзаце.1) Синтаксическая анафора, риторические
вопросы 2) Градация,
метафора 3) Гипербола,
однородные члены 4) Фразеологизм, сравнительный
оборот
В1. Замените слово ШТУКОВИНА (предложение 14)
стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 1-5 выпишите слово
с чередующейся безударной в корне.
В3. Из предложений 14 выпишите
слова с приставкой, написание которых зависит от качества первого согласного
корня.
В4. Из предложений 12-15 выпишите
слова, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется
столько же букв Н, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано».
В5. В приведенной ниже части предложения
14 из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые при однородных членах.
Но
если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, (1)
эстетическое чутьё, (2) сможет отличить настоящее произведение искусства от
грубой штуковины, (3) сделанной только, (4) чтобы удивить, (5)… – вот это будет
интеллигентный человек…
В6. В приведенных ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие
запятые между частями сложносочиненного предложения.
Она
нужна и для окружающих, (1) и для самого человека. А между тем можно иметь все
это и не быть интеллигентным, (2) и можно ничем этим не обладать в большой степени, (3) а быть все-таки
внутренне интеллигентным человеком.
В7.
В приведенном
ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Многие думают, (1) что
интеллигентный человек – это тот, (2) который много читал, (3) получил хорошее
образование (и даже по преимуществу гуманитарное), (4) много путешествовал, (5)
знает несколько языков.
В8.
Из предложения 15
выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В9. Среди предложений 1-5 найдите
предложение, в котором есть составное именное сказуемое. Напишите номер этого
предложения.
В10.
Среди
предложений 10-13 найдите предложение со вставочной конструкцией. Напишите
номер этого предложения.
В11.
Среди
предложений 13-15 найдите предложение с обособленным определением. Напишите
номер этого предложения.
В12. Укажите количество
грамматических основ в предложении 10.
В13.
Среди
предложений 3-10 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого
предложения.
В14. Среди предложений 1-12 найдите
сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением частей. Напишите
номер этого предложения. |