Вариант 14
Мороз.
Внимательно
прочитайте текст и выполните задания А1 – А6; В1 – В14.
(1)Дорога пошла
лесом; полозья скрипели; лошади то и дело фыркали, и тогда ямщик останавливался
и извлекал пальцами льдины из ноздрей.
(2) В одном месте в
глаза мне попалось неожиданное впечатление: невдалеке от дороги вился тонкий
дымок между валежником. (3) На пне сидел человек, и его фигура одна чернела
среди общей белизны темным пятном. (4) Зрелище это промелькнуло мимо моего не
подвижного взгляда… (5) В последнее мгновение мне показалось, что фигура
шевельнулась и что это имело какое-то отношение к нам, к нашему суетливому
колокольчику, к нашему быстрому движению. (6) Но я не повернул головы, не повёл
глазами. (7) Видение пронеслось мимо и исчезло, и впечатления плыли к сознанию
застывшие, мёртвые, неподвижные, ничего в нём не будя и не шевеля воображения…
(8) Ямщик повернул
к нам и, наклоняясь, стал говорить что-то, и помню, что он смеялся. (9)
Короткий день давно угас, когда мы достигли станка и расположились на ночлег.
(10) Мне снилось,
что я опять еду той же дорогой, и опять мне холодно, и опять кругом меня опушённый инеем лес, и золотые
лучи солнца уходят из этого леса, играя кое-где на стволах и мохнатых ветках…
(11) Потом я увидел кучу деревьев и около костра темную фигуру… (12) И всё это,
- по обычной нелогичности сна, - казалось мне острыми, колючими льдинками,
попавшими мне в грудь и холодившими сердце.
(13) Я невольно
застонал и раскрыл глаза. (14) На дворе ещё тянул ветер, надо мной наклонилось
лицо моего спутника… (15) Никогда в моей жизни, ни прежде, ни после, я не видел
ничего ужаснее этого лица, освещённого трепетным пламенем камина… (16) Оно было
совершенно искажено выражением ужаса и как будто мучительного вопроса. (17)
Нижняя челюсть его дрожала, зубы стучали, как будто от озноба…
(18) – Скажите –
разве это…был только сон?
(19) – Что именно?
(20) – То, от чего
вы сейчас застонали и проснулись. (21) Вы не заметили там, в лесу… человека?
(22) Я промолчал и
невольно отвёл глаза.
(23) – Я ещё думаю,
что это, возможно, был сон… (24) Ведь не может быть, чтобы это было наяву!..
(25) – Да ведь это
и был почти сон, - сказал я. – (26) Мороз так притупляет впечатления…
(27) - Правда?..-сказал он жалобно и потом вдруг
прибавил с какой-то дикой энергией: «Не лгите! (28) Этот человек подымался, он
хотел что-то крикнуть. (29) Вы будете подыскивать оправдания… совесть
замёрзла!.. (30) О, конечно, это всегда так бывает: стоит понизиться на два
градуса температуре тела, и совесть замерзает… закон природы… (31) Не замерзает
только соображение о своих удобствах и подлое, фарисейское лицемерие… (32) Да
встаньте же наконец, вы… негодяй! – крикнул вдруг Игнатович с дикой враждой. –
(33) Ведь мы с вами убили человека… (34)
Пон-нимаете ли вы, себялюбивое животное! (35) Что делать, что делать теперь?..»
(По
В. Короленко)
А1. О какой стороне натуры
Игнатовича говорит информация, заключенная в предложениях 30-35? 1) Герой – неуравновешенный человек. 2) Игнатович
– самолюбивая натура. 3) Игнатович
– совестливый человек. 4) Герой всегда предъявляет к себе
повышенные требования.
А2. В каком предложении текста
автор передаёт внутреннее состояние
Игнатовича? 1) И
всё это, - по обычной нелогичности сна, - казалось мне острыми, колючими
льдинками, попавшими мне в грудь и холодившими сердце. (предложение 12). 2) Я невольно застонал и раскрыл
глаза. (предложение 13) 3) Я промолчал и невольно отвёл
глаза. (предложение 22) 4) Нижняя
челюсть его дрожала, зубы стучали, как будто от озноба…(предложение 17)
А3. Выберите верное продолжение
предложения. Путники проехали мимо замерзающего в
тайге человека потому, что 1) Они его не заметили. 2) У
них «совесть замерзла» 3) Они
очень спешили. 4) Они в этот момент спали.
А4. Какое из высказываний, приведенных
ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему герой-рассказчик, услышав вопрос
Игнатовича, промолчал и отвел глаза»? 1) Герой-рассказчик рассердился на
Игнатовича за то, что тот его разбудил. 2) Герой-рассказчик
считает, что происшедшее событие не заслуживает внимания. 3) Герой-рассказчик
испытывает глубокое чувство вины перед человеком, которому он не оказал помощь. 4) Герой-рассказчик в этот момент
занят мыслями лишь о своём благополучии.
А5. Укажите, в каком значении в
тексте использовано слово движению в 5 предложении. 1) Изменение положения тела 2) Внутреннее
побуждение, вызванное каким-нибудь чувством 3) Оживленность,
напряженность действия 4) Езда в определенном направлении А6. Укажите предложение, в котором используется метафора.1) (3) На пне сидел человек, и его
фигура одна чернела среди общей белизны темным пятном. 2) (6)
Но я не повернул головы, не повёл глазами. 3) (9)
Короткий день давно угас, когда мы достигли станка и расположились на ночлег. 4) (11) Потом я увидел кучу деревьев
и около костра темную фигуру…
В1. Из предложений 12 – 14 выпишите
слово с чередующейся гласной в корне.
В2. Из предложений 8-9 выпишите
слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце
приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой
согласный».
В3. Из предложений 15-16 выпишите слово, в котором правописание –НН-
определяется правилом: «-НН- пишется в суффиксах полных причастий и
прилагательных, образованных от глаголов, если в них есть приставка, кроме НЕ-».
В4. Из предложений 7-9 выпишите деепричастие.
В5. Из предложения 22 выпишите
слово(-а), в котором(-ых) все согласные звуки звонкие.
В6. В приведенных ниже предложениях
пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, которые
выделяют вводное слово.
Я
ещё думаю, (1) что это, (2) возможно, (3) был сон… Ведь не может быть, (4)
чтобы это было наяву!..
В7. В приведенном ниже предложении 7 из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого
предложения.
Видение
пронеслось мимо и исчезло, (1) и впечатления плыли к сознанию застывшие, (2) мёртвые,
(3) неподвижные, (4) ничего в нём не будя и не шевеля воображения…
В8. В приведенном
ниже предложении 8 из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые), которая(-ые) разделяет(-ют) главную
и придаточную части сложноподчинённого предложения.
Ямщик
повернул к нам и, (1) наклоняясь, (2) стал говорить что-то, (3) и помню, (4)
что он смеялся.
В9. В приведенном
ниже предложении 15 пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),
обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении.
Никогда
в моей жизни, (1) ни прежде, (2) ни после, (3) я не видел ничего ужаснее этого
лица, (4) освещённого трепетным пламенем камина…
В10. Из предложения 9 выпишите
словосочетание со связью согласование.
В11. Из предложения
16 выпишите грамматическую основу.
В12. Среди
предложений 3-7 найдите сложноподчиненное предложение с однородными
придаточными предложениями. Напишите номер этого предложения.
В13. Среди
предложений 22-28 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 10-15 найдите
предложение(-ия)с обособленным определением. Напишите номер(-а) этого(-их)
предложения(-ий). |