Вариант
№11.
Прочтите текст и выполните задания
А1-А6; В1-В14.
(1)Иду к элеватору и вспоминаю
охваченные огнем войны поля спелой пшеницы. (2) Досадно и до слез горько было
дышать хлебной гарью. (3) Тогда мне казалось, что жизнь погружается в вечный
мрак. (4) Поэтому и теперь, в мирное время, когда вижу ломти хлеба с
подгорелыми корками, я готов высказать суровое обвинение стряпухе или пекарю. (5)Зато с какой окрыляющей душу
радостью я дышу ароматом свежевыпеченных булок, калачей, ватрушек. (6) Впрочем,
хлеб всегда и везде излучает свой, хлебный запах – устойчивую веру в жизнь. (7)
Даже в солдатском окопе мороженый – хоть топором руби, - хлеб пахнет хлебом, и
без него свет не мил. (8) Хлеб никогда не приедается.
(9) Довелось мне испытать голод. (10)
Это было в дни боев на дальних подступах к Сталинграду, когда вместе с
батальоном попал в окружение и выходил из него, когда приходилось хранить
каждый сухарь, каждую галету как зеницу ока, и, если кто позволял себе самовольно
распечатать пакет НЗ с десятком сухарей или галет, тому угрожало самое строгое,
какое может быть в боевых условиях, наказание. (11) В общем, я знаю цену хлебу
и помню, чего стоит горсть зерна из размятых на ладони спелых колосьев. (12) Я
смотрел на зерна – и снова лучилось солнце передо мной, снова виделась цель
жизни, ради которой стоило бороться и преодолевать трудности фронтовых будней.
(13) В такие минуты мне даже казалось, что зерна пахнут солнцем, которое
спустилось на мои ладони и наполняет меня своей неистощимой энергией. (14) И еще запомнилось… (15) К
полудню 2 мая 1945 года в Берлине воцарилась тишина. (16) После десяти суток
штурма она показалась мне оглушительной. (17) В воздухе повисли пороховой чад и
красноватая пелена кирпичной пыли. (18) И вдруг по улицам и переулкам
поверженной столицы гитлеровской Германии загромыхали походные кухни,
заструился запах вкусного русского хлеба. (19) До того вкусного и мирного ,
что, казалось, грудь разорвется от радости. (20) И ожил, ожил Берлин. (21) На
улицах и площадях возле кухонь и хлебных армейских повозок появились толпы
жителей. (22) Запах русского хлеба в смрадном воздухе был воспринят в тот день
берлинцами как отмена приговора обреченным на голодную смерть. (23)Золото
хранится в банковских сейфах, зерно – в элеваторах. (24)Так подумалось мне по
дороге к элеваторному поселку Степного. (25) Здесь, на Элеваторной улице,
живет Николай Алексеевич Дегтярев – участник боев на Мамаевом кургане и штурма
Берлина. (26) В Сталинграде он командовал отделением минеров, подрывал
железобетонные огневые точки врага, затем во главе саперского взвода дошел до
столицы гитлеровской Германии и в полдень 2 мая 1945 года осколком снаряда
расписался на стене парадного входа в рейхстаг: «Н.А.
Дегтярев». (27) Он, верный боец хлебного фронта до войны, и теперь, невзирая на
пожилой возраст, трудится на элеваторе по-гвардейски, как фронтовик, знающий
цену хлебу… (28)Иду к элеватору неторопливым
шагом. (29) Под ногами хруст. (30) Это шлак хрустит на каждом шагу. (31) К
осени посыпали дорогу шлаком, чтобы машины с зерном не буксовали. (32) Иду со
своими думами, вспоминаю своих боевых друзей и дороги, которые привели к центру
Берлина.
(И. Падерин)
К каждому заданию А1-А6 даны четыре
варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите кружком номер
правильного ответа.
А2.
Укажите предложение, в котором И. Падерин, фронтовик и писатель, говорит о первых
победных днях и о цене русского хлеба. 1) (2)
Досадно и до слез горько было дышать хлебной гарью. 2) (7) Даже в
солдатском окопе мороженый – хоть топором руби, - хлеб пахнет хлебом, и без
него свет не мил. 3) (11) В общем, я
знаю цену хлебу и помню, чего стоит горсть зерна из размятых на ладони спелых
колосьев. 4) (22)
Запах русского хлеба в смрадном воздухе был воспринят в тот день берлинцами как
отмена приговора обреченным на голодную смерть.
А3. Укажите
правильное предложение ответа на вопрос: «Почему автор – рассказчик относится к
Н.А. Дегтяреву с большим уважением?»1) Они
вместе выходили из окружения
2) Они вместе
участвовали в боях на мамаевом кургане. 3) Они вместе
работают на элеваторе 4) Николай
Алексеевич – мужественный фронтовик и верный боец «хлебного фронта» в
послевоенные дни.
А4. Укажите, какое из высказываний, приведенных
ниже, противоречит содержанию текста. 1) Писателю
было горько и досадно дышать на войне хлебной гарью. 2)Писатель,
видя хлеб с подгорелыми корками, относится равнодушным к промахам пекаря или
стряпухи. 3)Русский
хлеб в поверженном Берлине спас от голодной смерти многих горожан. 4) Писатель
знает цену хлебу.
А5. Укажите, в
каком значении в тексте употребляется в тексте слово мрак (3)? 1) Отсутствие
света, тьма 2) Тяжелое душевное
состояние 3) Отсутствие в
обществе культуры 4) Невыясненные
обстоятельства
А6. Укажите, в
каком из перечисленных предложений используется эллипсис. 1) (7) Даже в солдатском окопе мороженый – хоть топором руби, - хлеб пахнет хлебом, и
без него свет не мил. 2) (12) Я смотрел на
зерна – и снова лучилось солнце передо мной, снова виделась цель жизни, ради
которой стоило бороться и преодолевать трудности фронтовых будней. 3) (23)Золото
хранится в банковских сейфах, зерно – в элеваторах. 4) (25)
Здесь, на Элеваторной улице, живет Николай Алексеевич Дегтярев – участник боев
на Мамаевом кургане и штурма Берлина.
Ответы на В1 – В14 записывайте словами и цифрами,
разделяя их, если нужно, запятыми.
B1. Из
предложений 9 - 12 выпишите фразеологизм. B2. Из
предложений 1 - 4 выпишите слово, правописание которого определяется правилом:
«Две буквы Н пишутся в полных страдательных причастиях, образованных от
приставочных глаголов». B3. Из предложений 9- 13 выпишите слово, правописание которого определяется
правилом: «Частица НЕ пишется слитно с
теми словами, которые без нее не употребляются». B4. Из предложений 11 - 13 выпишите слово, правописание которого определяется
правилом: «Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые –вать, -ваю, имеют перед
суффиксом –ва – ту же гласную, что и в инфинитиве без этого суффикса». B5. В приведенном ниже предложении из почитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые, при обособленном распространенном
приложении. Он, (1) верный боец хлебного фронта до
войны, (2) и теперь, (3) невзирая на пожилой возраст, (4) трудится на элеваторе
по-гвардейски, (5) как фронтовик, (6) знающий цену хлебу.
B6. В приведенном ниже предложении из почитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложносочиненного
предложения.
Впрочем, (1) хлеб всегда и везде излучает
свой, (2) хлебный запах – устойчивую веру в жизнь. Даже в солдатском окопе мороженый – хоть
топором руби, (3) - хлеб пахнет хлебом, (4) и без него свет не мил.
B7. В
приведенном ниже предложении из почитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие)
запятую (-ые) между частями сложноподчиненных предложений.
Тогда мне казалось,(1) что жизнь
погружается в вечный мрак. Поэтому и теперь, (2) в мирное время, (3) когда вижу
ломти хлеба с подгорелыми корками, (4) я готов высказать суровое обвинение
стряпухе или пекарю.
B8. Из 18 предложения выпишите словосочетание
со связью примыкание.
B9. Укажите количество грамматических основ в предложении 13.
B10. Среди предложений 9 - 13 найди простое безличное предложение. Напишите номер
этого предложения.
B11. Среди предложений 20 - 24 найдите бессоюзное сложное предложение, имеющее в
своем составе неполное предложение. Напишите номер этого предложения.
B12. Среди предложений 5 - 10 найдите предложение с необособленным распространенным
определением. Напишите номер этого предложения.
B13. Среди предложений 14 - 20 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите
номер этого предложения.
B14. Среди предложений 25 - 32 найдите сложноподчиненное предложение, имеющее в
своем составе придаточное цели. Напишите номер этого предложения.
|