Тест
№ 8
Прочитайте
текст и выполните задания А 1- А6 и В 1- В14
Чебачинское озеро.
(1) С Каменухи открывался вид на все семь
озёр округи. (2) За ней – смешанный лес, в нём сумрачно, у подножия сосен
смыкаются зонтики папоротников. (3) Сосны в таком лесу кряжистые, с мощными уже с
середины ветками. (4) Царство корабельной, мачтовой сосны, совершенного
творения природы,начиналось ближе к озеру. (5) С берега в озеро спускались ступенями
огромные плоские валуны, площадью в половину хорошей комнаты, а выше шли кучи
небольших, как будто кем-то набросанных острых камней. (6) Попадались скалы, сложенные из гигантских
плоских плит. (7)Встававшие из озера и поросшие лесом
горы поражали цветовой палитрой: ближние, с зубчатым верхом, были зелёные,
дальние – синие, совсем далёкие – серо–голубые. (8) В дождь тучи, как серая
вата, почему-то висели над сопками длинными вертикальными клочьями. (9) В тихие
июльские предвечерние часы воздух становился так прозрачен, что видны дремлющие
на воде в версте от берега чайки. (10) Озеро всегда было пустынно, на
берегах построек никаких, а на воде лишь изредка появлялась чёрная точка лодки,
возникала ниоткуда и потом никуда не двигалась. (11) Озеро было чистое: с гор сбегали
родниковые ручьи, дно просматривалось на десять метров. (12) Считалось, что по
прозрачности оно занимает третье место – после Байкала и ещё какого-то озера в
Швейцарии. (13) Озеро было рыбное: от местного
названья плотвы – чебак- оно и получило своё имя. (14) Но чебак, как и ёрш,
считался рыбой сорной, его скармливали кошкам. (15) За серьёзную добычу
признавались щуки (попадались по аршину), язь, линь и, конечно, краснопёрый
полосатый красавец – окунь. (16) Озеро было холодное: со дна били
ручьи. (17) Взрослые начинали купальный сезон лишь в начале июля – мальчишки
купались уже в мае. (18) Дождь не смущал, купаться в хороший
ливень было особенно приятно. (19) Мы вели счёт: кто сколько раз искупался в
лето. (20) После восьмого класса я
искупался двести семьдесят семь раз.
А1.
На какой вопрос в тексте нет ответа? 1. Где
росли корабельные сосны? 2.Какие птицы
гнездились у озера? 3. Почему озеро
называлось Чебачинским? 4. Где
находится Чебачинское озеро?
А2. В каких предложениях содержится информация,
необходимая для обоснования ответа на вопрос: " Почему Чебачинское озеро
сравнивается с Байкалом?» 1. (9) В тихие июльские предвечерние часы
воздух становился так прозрачен, что видны дремлющие на воде в версте от берега
чайки. 2. (10) Озеро всегда было пустынно, на берегах построек никаких, а на воде
лишь изредка появлялась чёрная точка лодки, возникала ниоткуда и потом никуда
не двигалась. 3. (11) Озеро было чистое: с гор сбегали родниковые ручьи, дно
просматривалось на десять метров. 4. (16) Озеро было холодное: со дна били ручьи.
А3. Какое
утверждение противоречит информации, заключенной в предложениях 2-7? 1.Мачтовые
сосны росли в смешанном лесу. 2.Горы
вплотную подходили к берегу озера. 3. Горы
поросли лесом. 4. Горы
удивляли разнообразием красок.
А4. Укажите, в каком значении употребляется
в тексте слово ХОРОШЕЙ (предложение 5). 1.Обладающей положительными качествами. 2.Добропорядочной. 3.Большой, значительной по величине. 4.Красивой.
А5. Какое из
приведенных ниже предложений содержит антонимы? 1.(4)
Царство корабельной, мачтовой сосны, совершенного творения природы, начиналось
ближе к озеру. 2.(5)
С берега в озеро спускались ступенями огромные плоские валуны, площадью в
половину хорошей комнаты, а выше шли кучи небольших, как будто кем-то
набросанных острых камней. 3. (14)
Но чебак, как и ёрш, считался рыбой сорной, его скармливали кошкам. 4. (18)
Дождь не смущал, купаться в хороший ливень было особенно приятно.
А6. Укажите
предложение, в котором содержится сравнение. 1. (3) Сосны в таком лесу кряжистые, с мощными уже с
середины ветками.. 2. (8) В дождь тучи, как серая вата,
почему-то висели над сопками длинными вертикальными клочьями. 3. (12) Считалось, что по прозрачности
оно занимает третье место – после Байкала и ещё какого-то озера в Швейцарии. 4. (17) Взрослые начинали купальный сезон лишь в
начале июля – мальчишки купались уже в мае.
Задания В1-В14 выполните на основе
прочитанного текста. Ответы записывайте словами или цифрами,
разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. В предложениях
14-15 найдите диалектное слово. Напишите это слово.
В2. Из предложения
5 -7 выпишите слово (слова) с непроизносимой согласной в корне.
В3. Из предложений
9-12 выпишите слово (слова), в котором (в которых) правописание гласной в приставке зависит от ударения.
В4. В предложениях
4-10 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В суффиксах прилагательных ОНН ,ЕНН пишется
НН». Выпишите его.
В5. В приведенных
ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при
вводных словах.
Но чебак, (1) как и ёрш, (2) считался рыбой
сорной, (3)его скармливали кошкам. (15) За серьёзную добычу признавались щуки
(попадались по аршину), (4) язь, (5)
линь и, (6) конечно, (7) краснопёрый полосатый красавец – окунь.
В6. В приведенном
ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения. Царство корабельной, (1) мачтовой сосны, (2) совершенного творения природы, (3) начиналось ближе к озеру. С берега в озеро спускались ступенями
огромные плоские валуны, (4) площадью в
половину хорошей комнаты, (5) а выше шли
кучи небольших, (7)как будто кем-то набросанных острых камней. Попадались
скалы, (7) сложенные из гигантских
плоских плит.
В7. В приведенных
ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между
частями сложноподчиненного предложения.
Встававшие из озера и поросшие лесом
горы поражали цветовой палитрой: ближние,
(1) с зубчатым верхом, (2) были
зелёные, (3) дальние – синие, (4) совсем далёкие – серо–голубые. В дождь тучи,
(6) как серая вата, почему-то висели над сопками длинными вертикальными
клочьями. В тихие июльские предвечерние
часы воздух становился так прозрачен,
(7) что видны дремлющие на воде в версте от берега чайки.
В8. Замените
словосочетание КУПАЛЬНЫЙ СЕЗОН (предложение 17), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием
со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
В9. Выпишите грамматическую основу первой части
предложения 9.
В10. Среди
предложений 10 -13 найдите предложение с обособленными
уточняющими членами предложения. Напишите номера этих предложений.
В11. Среди предложений 2-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этих
предложений.
В12. Укажите
количество грамматических основ в предложении 2.
В13. Среди
предложений 15-18 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих
предложений.
В14. Среди предложений 9 - 13 найдите сложное
предложение с бессоюзной и союзной связью Напишите номер этого предложения. |